ночёвка в горах

В Алтай на машине. Маршрут и путеводитель. Горный Алтай и туристические объекты Чуйского тракта

Алтай — одна из жемчужин среди российских курортов. Особенно популярен Горный Алтай. Туристы все чаще предпочитают отдых на Алтае.

алтайские горы
Алтайские горы

Наиболее посещаемые места этого региона: Телецкое озеро, гора Белуха, Гейзерное озеро, гора Чёртов палец, Элекмонарский дракон, плато Укок, Марс, ландшафтная рябь в Курайской степи, Шавлинские озёра, место слияния рек Катуни и Чуи. Любителей активного отдыха и горного туризма привлекают Ороктойская и Кучерлинская туристические тропы.

Республика Алтай настолько своеобразна и гостеприимна, что ее стоит включить в список объектов для обязательного посещения. Причем Алтайский край с центром в Барнауле и Республика Алтай со столицей в Горно-Алтайске — это разные географические объекты, которые не следует путать.

Как добраться до Алтая

Из европейской части России добраться сюда можно несколькими способами:

  • Самолетом до аэропорта Барнаула имени Германа Степановича Титова или до аэропорта Горно-Алтайск. Этот путь самый быстрый. Время в пути составит чуть больше 4 часов беспосадочного полета, стоимость варьируется от 4 до 12 тысяч в зависимости от времени года. Следует учесть разницу во времени с центральной частью России и по прибытию перевести часы на 4 часа вперед. Зато на обратном пути вы вылетите и прилетите примерно в одно и то же время.
  • По железной дороге до Бийска в беспересадочном вагоне поезда 136М, который с Казанского вокзала Москвы отправляется по четным числам месяца. Время в пути составит 2 с половиной суток, стоимость билета от 3 до 10 тысяч в зависимости от типа вагона. Поезд отправляется из Москвы ближе к вечеру, а приходит в пункт назначения рано утром.
  • На автомобиле до поселка Тюнгур через Вологду, Ярославскую и Кировскую области, Пермский край, Екатеринбург, Тюмень, Омск и Новосибирск, и дальше по Чуйскому тракту.

Где находится Алтай.

Алтайские горы расположены на территории четырех государств: России, Китая, Монголии и Казахстана, территориально занимая часть Центральной Азии и Южной Сибири. От Новосибирска до границы с Монголией проложен Чуйский тракт, автодорога Р-256, который признан самой красивой автомобильной дорогой нашей родины.

Алтай на карте: наиболее известные и посещаемые объекты Чуйского тракта.

На машине из Мурманска в Алтай

Маршрут, дороги и отели

Этот вариант нельзя назвать ни быстрым, ни дешевым. Мы провели в пути целых 7 дней. Однако поездка на машине оправдает себя в следующих случаях: если вы путешествуете компанией, можно немного сэкономить, если вы намерены посетить все местные достопримечательности по пути следования, и если вы располагаете достаточным количеством времени, чтобы наслаждаться самой поездкой.

Наша компания состояла из четырех туристов: двое мужчин и две их подруги, все любители активного отдыха. Разумеется, мы выбрали автомобиль. Даже два. Причем отечественного производства, и не самые новые, «Волга» и «Нива». Когда знакомые узнали о нашем плане ехать на Алтай на машинах отечественного автопрома, многие были обескуражены, даже назвали это авантюрой.

на Волге и Ниве через всю страну
На Волге и Ниве через всю страну

Но мы были уверены в своих авто, кроме того, у нас обоих за плечами достаточно большой опыт обслуживания и ремонта автомобилей разных марок. А запчасти на отечественные модели стоят копейки и не являются дефицитом.

Сказать честно, дорога не оправдала наших ожиданий. Она оказалась довольно скучной.

дорога в Алтай

Первый отрезок пути проехали по трассе Р21 КОЛА. Ночевали у ручья под Сегежей. У Медвежьегорска свернули в сторону Вологды, где и заночевали в недорогом хостеле. Надеюсь, в Вологде не все отели такие грязные, старые и неудобные. Нам попался именно такой: рваные ветхие простыни, общая кухня без мебели, холодильника и микроволновки, только грязный стол и скамья.

Боясь повторить этот неудачный опыт, постарались проехать центральную часть страны без остановок. Так мы пролетели Ярославскую и Кировскую области и остановились только в Пермском крае недалеко от города Краснокамск на берегу Камы.

на берегу реки Камы
Место ночёвки на берегу Камы

Ночевали в палатке и в салоне авто.

гГраница Пермского края
Стелла граница Пермского края

Миновав Пермь, преодолевая Уральский хребет, мы впервые увидели редкое природное явление — серебристые облака.

Серебристые облкака
Серебристые облака

Это явление напоминает северное сияние в Заполярье, но природа его другая: ночью высокие облака подсвечиваются луной или солнцем и отражаются серебром в темном небе.

Дальше по пути следования были Екатеринбург и Тюмень.

Тюмень
В Тюмени

Тюмень порадовала своей чистотой, обилием памятников, красивой набережной реки Туры.

Набережная реки Туры
Набережная реки Туры

Подъезжая к Омску, заметили, что ландшафт изменился: многочисленные болота с пустыми стволами погибших берез.

Омская земля
Омская равнина

Да еще вспомнили рассказы про странности, происходящие здесь, и поспешили побыстрее проехать эти гиблые места.

Надо ли говорить, что весь путь нас сопровождали удивленные взгляды. Водители, увидев наши номера 51 региона на отечественных автомобилях, выглядели обескураженными. Нас даже фотографировали.

Далее следует один из самых скучных участков пути — Транссиб, соединяющий Омск и Новосибирск, протяженностью 600 километров. Это двухполосная дорога, заполненная фурами, средняя скорость движения по трассе 70-80 километров в час. Почти на всем протяжении этого участка дороги встречные транспортные потоки разделяла сплошная разметка. Обогнать было не только запрещено, но и невозможно из-за видимости дороги, ограниченной потоком впереди идущих фур.

Транссибирская магистраль
Транссибирская магистраль

Впереди был Новосибирск, и мы надеялись увидеть красивый современный город, колыбель отечественной науки. Моросил дождь, и вокруг было столько грязи, что тротуаров не было видно, автомобили плыли прямо по грязной жиже. Желание посмотреть город сменилось сильным желанием побыстрее уехать отсюда.

А вот и стелла на границе с Республикой Алтай.

стелла на границе Алтая
Стелла на границе Алтая

Чуйский тракт

Чуйский тракт
Едем по Чуйскому тракту

Зато мы уже двигались по Чуйскому тракту. Перед нами открылись горы, падающие к реке Катунь, рассыпанные в ущельях аулы, залитые солнцем верхушки алтайских гор и перевалов, дорога с множеством захватывающих виражей и отличным асфальтом.

Более 450 километров великолепной ленты дорог с умопомрачительными видами. Эта трасса является самой красивой во всей России и признана одной из самых красивых дорог мира.

Свернув в сторону от Чуйского тракта, 240 километров до Тюнгура проехали по разбитой старой дороге.

О качестве дорог Усть-Коксинского района можно судить хотя бы по лопнувшей рессоре «Волги».

Лучший отель в Тюнгуре. Клуб Алтай

Отель
Отель Клуб Алтай

Остановились в поселке Тюнгур в Клубе Алтай. Замечательный 3-хэтажный деревянный сруб, милейшие хозяева, чудеснейшие номера, ухоженная территория, баня с купелью, беседки и домики, веранды и балкончики, блюда местной кухни, замечательные виды на гору Белуха, всюду цветы. Настоятельно рекомендую отдохнуть до или после похода только здесь. Только Клуб Алтай!

В отеле
В отеле Клуб Алтай

А вот билет на территорию парка. Для одного гостя стоимость составляет 150 рублей, но нас было четверо, поэтому 600 руб.

Билет
Билет на территорию парка

В отеле мы остановились на 2 ночи. Нужно было перебрать рюкзаки и набраться сил перед походом. Сделали необходимые пропуски в приграничную зону, погуляли вдоль реки Катунь, договорились о переброске нас в пункт «Три березы» и выспались.

На 10 день пути в 7 часов утра мы уже грузились в «шишиги» вместе в другими туристами и ехали на перевал к месту старта нашего похода.

К месту старта
На «шишигах» к месту старта

«Шишигами» здесь называют списанные армейские грузовички, способные лихо карабкаться по склонам и преодолевать грязные броды, громко гудя всеми своими механизмами. Проезд в них стоит 1500 рублей. В противном случае пришлось бы 16 километров идти пешком по размытой дороге, уворачиваясь от брызгающих грязью проезжающих мимо грузовиков.

По Ороктойской тропе

К 11 утра мы прибыли в «Три березы» и двинулись по ороктойской тропе. Названа она в честь ручья Ороктой, который пересекает.

Ручей Ороктой
Переход через ручей Ороктой

В первый день мы преодолели 15 километров пути и поднялись на 1200 метров. Тропа была безлюдной, истоптанной копытами, через лес, по затопленным болотным склонам и кустам. Остальные туристы выбрали другие маршруты.

Грязь на тропе
Грязная туристическая тропа

Моросил дождь, было неуютно. Кроме того, из кустов послышалось рычание и шорох. Пришлось пустить ракету, чтобы отпугнуть непрошенного зверя. Это мог быть шакал или волк, или даже медведь. Разожгли костер и дежурили всю ночь по очереди. Ночевали в палатке.

ночёвка
Ночёвка в палатке

Утром преодолели несколько перевалов и увидели гору Белуха. Пересекли ручей Ороктой и двинулись в сторону Белухи. Подъем был затяжным.

Следующий привал в лагере у озера Аккем.

озеро Аккем
Аккемское озеро

Здесь есть метеостанция, лагерь спасателей, несколько приютов с кафе и даже баня. Здесь же продают лепешки, которые показались нам удивительно вкусными после нашей сублимированной пищи, которую мы взяли в поход.

вкусные лепешки
Алтайские лепешки

Питание в походе

Сублиматы — это готовые блюда, из которых удалена вода. Они легкие, занимают мало места в рюкзаке. Достаточно залить порцию кипятком — и горячее вкусное блюдо готово. Покупаем сублимированные продуты и туристическое питание на официальном сайте Кронидов или в интернет-магазине OZON.

Гора Белуха
Вид на гору Белуха

Воду из озера пить не осмелились, прямо в озере топтались кони. Пришлось искать горный родник. Туристов вокруг озера настолько много, что место для палатки удалось найти с трудом, да и с туалетами здесь тоже беда.

Кони у ручья
Горный ручей и кони

Непрерывно шел дождь, тропу размыло и развезло. Идти приходилось, преодолевая броды, по шатким мосткам, по колено в грязи. Кроме того, нам постоянно слышался рокот срывающихся с вершины валунов. Идти дальше стало небезопасно. Дождь постепенно превратился в град.

Дорогу размыло
Дорогу размыло, и она стала опасной

Встретившиеся туристы, возвращавшиеся назад, сказали, что там, впереди, уже нет ничего интересного. И мы, продрогшие и промокшие до нитки, приняли решение вернуться.

Спать пришлось, закутавшись в остатки сухой одежды и спасмешок. Эта вещь оказалась очень полезной в походе.

Спасмешок
Спасательный спасительный мешок

Кстати, покупали их тоже на сайте OZON всего за 400 рублей.

Назад по Аккемской тропе

Идти по Кучерлинской тропе на высоте 3000 метров было невозможно из-за непрекращающегося дождя, кроме того, была велика вероятность попасть в грозу. Пришлось возвращаться снова по грязной, но самой популярной Аккемской тропе. Она хороша тем, что имеет протяженность всего 20 километров с ровным сбросом высоты.

Спуск
Пологий спуск с горы

По пути не встретили ничего примечательного, даже красивые виды отсутствовали. Только осыпи камней, валуны, застрявшие в стволах деревьев и грязь, истоптанная копытами лошадей.

Ну вот, наконец, «Три березы», и «шишига» увозит нас обратно в поселок. Надо сказать, что этот бизнес здесь хорошо налажен и местные работают организованно: пока одни перевозят туристов на грузовиках, другие успевают очищать дорогу от валунов, поваленных деревьев и грязи.

Гора Верблюд

гора Верблюд
Вид на гору Верблюд

Снова остановка в отеле Клуб Алтай, отдых и баня. Вот его адрес и телефон

карта гостя
Визитная карточка отеля

Есть здесь и местная вершина — гора Верблюд, которую можно покорить для развлечения. Высота практически делит поселок надвое. Называется так из-за причудливой формы, похожей на двугорбого верблюда, каравана пустыни. На вершине открывались чудесные виды на гору Белуха. Но главное — на склонах горы Верблюд было так много земляники, она была настолько сладкой и ароматной, что пришлось ее собрать и даже сварить литровую баночку варенья.

земляника
Горная земляника

На 17 день путешествия выехали из Тюнгура в сторону Чуйского тракта. По пути остановились у места слияния рек Катунь и Чуя, видели памятник алтайским водителям.

Заночевали в кемпинге под открытым небом, в палатке. Кемпинг недорогой, но любой сервис стоит денег: туалет, дрова для костра, проход к гейзерному озеру. Все это бизнес по-алтайски.

В палатке
В палатке

Марс и Голубое озеро

Южнее, в Кош-Агачинском районе, есть место под названием Марс.

Марс
Местечко Марс

Это местность с грунтом определенного цвета. Так же как и Луна, и Юпитер. Луна серая, Марс красноватый.

Другой местной достопримечательностью является Голубое озеро с водой удивительного цвета. Другое его название — Гейзерное, хоть в этой местности нет никаких гейзеров. Но со дна поднимается глина и ил, подкрашивая его причудливыми изумрудными кругами.

Голубое озеро
Голубое (гейзерное) озеро

Повернули обратно. Заночевали в поселке Манжерок.

Манжерок и клуб Мото-Алтай

Здесь есть клуб МОТО-АЛТАЙ, где можно взять напрокат мотоцикл и прокатиться вместе с инструктором по местным высотам. Путь очень сложный, пять падений с мотоцикла, но огромное удовольствие и уважение инструктору за его мастерство.

Здесь предлагают как внедорожные, так и дорожные и смешанные мототуры, у них есть свой отель и мотодвор. Рекомендую!

мотоклуб
По горным дорогам на горном мотоцикле

Что привезти из Алтая.

На обратной дороге опять Горно-Алтайск с его сувенирами, парками, кафе и развлечениями. Местные лавочки торгуют сувенирами и травами.

Больше всего понравился алтайский бальзам, настоянный на горных травах. Алкогольный или безалкогольный, разных видов и составов, он был изумительно вкусным и ароматным.

Хочу сказать, что алтайские бальзамы, которые продаются в мурманских магазинах, да и, наверное, по всей стране, скорее всего являются неудачной подделкой.

В Бийске есть музей чуйского тракта. Бийская обувная фабрика выпускает обувь для армии и государственных организаций, есть свой магазин, где эту необыкновенную обувь можно купить.

Обратный путь

Обратно ехали через Челябинск и Уфу, затем Казань. Казанский кремль и мечети, улица Баумана с церковью и ресторанами, казанский картинг, где мы провели вечер.

Казань
В Казани
казанские мечети
Казанские мечети
картинг
Казанский картинг

Дальше Йошкар-Ола с памятником Гоголю

Йошкар-Ола
Памятник Гоголю в Йошкар-Оле

и Чебоксары.

В Чебоксарах
В городе Чебоксары

Здесь есть единственный в стране маяк-отель с тремя номерами. Нам достался белый номер, по сказочному совпадению, в этот день у нас была годовщина свадьбы. Нас ждал сказочный вечер с фейерверками, с видом из окон на Чебоксары.

вид на город
Вид на город Чебоксары

Далее, Нижний Новгород с палящим солнцем,

Нижний Новгород
Вид на Нижний Новгород
Нижний
Нижний Новгород, кремль

Вологда, Сегежа и наша ночёвка.

Ночёвка в Сегеже
Ночь в Сегеже. Полярная белая ночь

И вот, наконец, на 26 день с начала путешествия мы снова в Мурманске.

Итоги путешествия

Общая дистанция составила 12000 километров. Средний расход бензина составил 9,5 литров на 100 километров пробега на Ниве и 10,5 литра на Волге.

Наши автомобили нас не подвели, хотя Волга вернулась на 2-х цилиндрах,

на 2-х цилиндрах
Волга доехала на 2-х цилиндрах

по пути отошёл провод генератора, отлетел болт генератора, меняли ремень 2 раза, были пробиты 2 колеса, на Ниве меняли датчик распредвала.

Автор статьи А.Вербецкий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: