Вход в музей

Балаклавский подземный музей. База подводных лодок. Объект 825 после реконструкции

Самый полный репортаж.

Балаклавский музей, как добраться и цены.

Балаклавский музейный комплекс Вход в музей

С Площади Нахимова в центральной части Севастополя садимся на автобус 94, ходит довольно часто. Большой комфортабельный автобус с кондиционером. Ехать минут 37-40 до остановки «Оболонь».

Далее от остановки пройти правее по аллее. В июне 2023 года из-за реставрации Таврической набережной, на которой находится музейный комплекс, строительная зона огорожена забором, и движение пешеходов и автомобилей к комплексу прекращено, установлен шлагбаум. Можно доехать на специальном автобусе-маршрутке от остановки Оболонь до самого музея за 2 минуты бесплатно. Частота курсирования автобуса — каждые 5 минут.

Цены посещения музея не очень демократические, 700 рублей для взрослых, 350 для детей с 7 до 13 лет, пенсионеров среди льготных категорий нет. Бесплатно проходят только дети до 7 лет.

Узнать подробности можно на официальном сайте музея https://muzey-sevastopol.ru/

Что изменилось после реконструкции

Музей стал интерактивным. Понятий «экскурсовод» и «экскурсия» в привычном понимании отсутствуют.

При входе каждый посетитель получает приборчик «аудиогид» и наушники.

Аудиогид для экскурсии по балаклавскому музею

Приборчик способен считывать место нахождения экскурсанта и в зависимости от этого вещает информацию, соответствующую экспозиции в данном помещении. При переходе в другое помещение вещание прерывается на полуслове и включается рассказ на другую тему в соответствии с новой экспозицией.

В таком сопровождении есть свои «плюсы» и «минусы». Удобно, что экскурсант не привязан к экскурсоводу, не нужно «семенить» за ним, пытаясь не пропустить ничего интересного. Каждый изучает музей в своем темпе. Есть возможность вернуться и повторно осмотреть какой-либо объект.

Начало осмотра в музее подводных лодок
Начало осмотра

Недостатком считаю надоедливое монотонное повествование обо всем подряд, и что-то интересное, и малозначащие подробности преподносятся одним тембром без пауз. При переходе от объекта к объекту гид путается, прерывает вещание, начинает с полуслова, и это быстро утомляет.

В целом в музее изменилось довольно много. Некоторые экспонаты оставлены, но появилось много новых.

Вся экскурсия снята на камеру, подробный видеорепортаж можно посмотреть по ссылке в конце этой статьи. Видео без комментариев, во время осмотра передаются все акустические звуки, типичные для подводного объекта, даже имитация ядерного взрыва с соответствующей акустикой.

Структура объекта 825 ГТС.

Секретный объект 825ГТС представляет собой город внутри скалы Таврос. Его строительство началось в 1954 году. Поводом для экстренного строительства базы подводных лодок и арсенала ядерного вооружения послужили ядерные взрывы в японских городах Хиросима и Нагасаки.

Гора Таврос выбрана не случайно. Толщина скалы над объектом позволяет выдержать прямое попадание 100-килотонной атомной бомбы. Поэтому 825ГТС считается самым безопасным местом при угрозе ядерного удара.

Кроме того, Балаклава занимает удобное место, расположившись в бухте, вход в которую, закрытый прибрежными скалами, не виден со стороны моря.

В свое время объект был засекречен. Поэтому и самого города Балаклавы на карте не существовало. Аббревиатура ГТС расшифровывается как «гидротехническое сооружение».

В настоящее время территория города и все объекты отнесены к Балаклавскому району города Севастополя.

Весь объект состоит из трех основных частей, выполняющих различные функции.

Судоремонтный цех с сухим доком.

Канал для захода подводных лодок имеет длину 600 метров при глубине 8 метров.

Выход из канала для захода подводных лодок
Вход в канал

В сухом доке выставлена для осмотра подводная лодка С-49. Это средняя дизель-электрическая субмарина, относится к первому поколению лодок времен холодной войны.

Можно спуститься в док по лестнице и увидеть ее целиком, от носовой до хвостовой части, снизу доверху, даже потрогать ее «брюшко», выкрашенное красной краской (оказывается, цвет краски днища судна тоже имеет значение).

Подводная лодка С-49

Подводные лодки периода холодной войны были небольшими по размеру.

Аудиогид рассказал о тяготах службы подводников. В небольшом помещении, разбитом на отдельные тесные отсеки, находился весь личный состав в количестве до 50 человек мужчин. Помещение не проветривалось во время погружения, и в воздухе стоял крепкий запах пота, мужских тел и выдыхаемого углекислого газа.

Для поддержания физического потенциала личного состава кормили очень хорошо. Дополнительно всем, от офицера до матроса, ежедневно полагались 50 граммов сухого красного вина, плитка шоколада и сушеная вобла. Шоколад и воблу моряки берегли. Отправляясь в отпуск, везли их своим семьям в качестве подарков. Поэтому сложилось неправильное представление о службе подводников как о легкой и сладкой жизни.

Мылись 1 раз в 10 дней соленой водой с мылом определенного состава (оно мылится в соленой воде). Для того, чтобы смыть голову, 1 раз в 10 дней каждому выдавался чайник с пресной водой.

Современные подводные лодки оборудованы всем необходимым для нормального существования и поддержания физической формы, имеются даже небольшие стадионы с тренажерами и бассейнами.

Убежище.

В случае ядерной угрозы в штольнях должны были укрыться не только сами суда, но и личный состав, а также обслуживающий персонал и рабочие-ремонтники. Поэтому объект должен был выполнять функции жизнеобеспечения.

Было выстроено убежище, способное вместить до 3000 человек, где предусмотрено все необходимое для этого количества людей, места для сна, вода и продукты из расчета на 30 суток.

Убежище представляет собой инженерное сооружение для защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. От светового излучения защищала сама гора Таврос, в которой расположен объект.

Защита от ударной волны предполагала наличие тяжелых чугунных дверей, которые должны быть закрыты при угрозе нападения. Причем механизм закрытия дверей сконструирован таким образом, что даже при отсутствии электричества усилия одного человека должно быть достаточно для их открывания и закрывания.

Кроме этого, инженерным решением была конфигурация самих коридоров.

коридоры убежища

Они не прямые, а изогнутые. Это повороты с определенным радиусом кривизны. Если даже предположить, что ударная волна достигнет коридора, она многократно отразится от закругленных стенок коридоров и таким образом ее энергия многократно снизится и будет погашена.

Для защиты от проникающей радиации и радиационной пыли предусмотрены защитные костюмы для всех работников предприятия.

Защитные костюмы для сотрудников завода

В одном из коридоров можно увидеть и услышать, как при ядерном ударе распространяется световое излучение и ударная волна. Этот момент заснят на камеру, увидеть его можно при просмотре видеоролика, ссылка на который будет дана в конце этой статьи.

Арсенал, или объект 820

Здесь располагался склад боеприпасов и вооружения. Задачей арсенала было поддержание боеготовности пусковых объектов для запуска ракет, в том числе ядерных.

Торпеды, вооружение подводных лодок

В случае нападения на страну предполагался выпуск ракет в район Средиземного моря, в основном по военным объектам США и союзников.

В экспозиции музея представлен минно-торпедный отсек, рельсовые пути для транспортировки торпед на специальных тележках, различные виды противолодочных мин.

Можно посмотреть в разрезе различные отсеки лодки: каюту командира, штурманскую рубку, радиорубку и др.

Отдельный интерес представляют сигнальные флажки, выставленные вдоль всего коридора.

Это флаги международного свода сигналов.

Для обмена сообщениями между судами существовал язык сигнальных флажков.

Всего флажков 59, из них 32 буквенных, так как соответствуют буквам алфавита, 10 цифровых, 4 дополнительных и 13 специальных.

Информация передается последовательным поднятием определенных флажков в соответствии с буквами в передаваемых словах. Но есть флажки, обозначающие целые фразы.

Например, откуда появилось выражение «Дать добро». Оно означает согласие, соответствует слову «да». В старорусской азбуке буквы обозначались словами, буква «д» называлась «добро». На морском языке поднятие флажка, соответствующего букве «д» означало согласие. Таким образом, «дать добро» и показать флажок буквы «д» — одно и то же действие.

сигнальные морские флаги

Как секретный объект стал музеем

После распада СССР Балаклава осталась в составе Украины. Своего флота у Украины не было, да и ремонтные мощности завода позволяли ремонтировать не все лодки, а только небольшие.

Украина не нашла применения уникальному высокотехнологичному на то время и дорогостоящему объекту.

Оборудование распилили и вывезли на действующие в то время предприятия тяжелого машиностроения Украины, частично отправили в переплавку.

Сам объект был заброшен, никем не охранялся, поэтому здесь орудовали мародеры. Был снят весь цветной металл, провода, остатки оборудования, вынуты драгметаллы.

Только в 2003 году было принято решение об организации музея, и сохранившиеся остатки стали показывать туристам в качестве экспозиции.

После 2014 года началось тотальное восстановление объекта, а в 2022 году проведена полная модернизация музейного комплекса. И теперь мы можем получить полное представление о том, насколько серьезными и продуманными были все меры, предпринятые правительством СССР для защиты нашей Родины.

Полный видеорепортаж об экскурсии в музее смотрите в этом видеоролике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: